Приложение № 7. Положение о дисквалификации участников конкурса

  1. В целях обеспечения достоверности и объективности результатов конкурса, Российский оргкомитет и Региональные оргкомитеты контролируют соблюдение правил всеми участниками. Такая работа ведется, в основном, по двум направлениям: анализ индивидуальных результатов (пункт 2) и анализ усредненных данных по школе (пункт 3).
  2. Анализ индивидуальных результатов. Многолетние наблюдения и вероятностные расчеты показывают, что полное совпадение всего набора ответов (как верных, так и неверных) при независимом выполнении работы встречается исключительно редко. Например, среди работ сотен тысяч участников конкурса ежегодно встречается не более одной — двух работ на параллель, принадлежащих ученикам из различных школ, в которых сделано ровно по одной ошибке, и эти ошибки — одинаковые. В случае двух ошибок на всю работу, такие совпадения встречается еще реже, а совпадающие работы с большим числом одинаковых ошибок не встречаются практически никогда. В то же время, у участников из одной школы полное совпадение всех ответов при наличии нескольких ошибок не являются редкостью. Таким образом, эти совпадения служат серьезным сигналом о нарушении правил конкурса.
    2.1. С учетом сказанного выше, по завершении компьютерной проверки, работы всех участников конкурса исследуются на полное совпадение последовательности выбранных ответов в пределах одной параллели одной и той же школы. Результаты этого сравнения фиксируются в специальной графе школьного отчета «Подозрение на списывание», — в случае обнаружения указанных совпадений в этой графе против фамилий участников, сдавших совпадающие работы, ставится метка.
    2.2. Региональные оргкомитеты имеют право дисквалифицировать (исключать из итоговых отчетов) участников конкурса, чьи фамилии отмечены в графе «Подозрение на списывание». Если в школе такие совпадения носят массовый характер, можно быть уверенным, что конкурс проводился в этой школе с грубыми нарушениями. В подобных случаях может быть дисквалифицирована вся параллель, в которой зафиксированы эти нарушения, или даже вся школа.
  3. Анализ усредненных данных по школе. Достоверным признаком нарушений правил также можно считать существенное отклонение средних результатов по школе от средних данных по всему списку участников. Прежде всего, речь идет о случаях аномально большого количества участников конкурса с очень высокими результатами. Такими результаты конкурса могут быть только в двух случаях: либо школа работает с одаренными детьми, прошедшими жесткий предварительный отбор, и обучает их по углубленным программам, либо имели место серьезные нарушения правил (помощь учителя, выдача заданий на дом, увеличение времени работы и т.п.).
    3.1. При выполнении такого анализа высокими считаются следующие результаты:
    • Для 2-го класса — не менее 80 баллов,
    • Для 3–4 классов — не менее 85 баллов,
    • Для 5–10 классов — не менее 100 баллов.
    3.2. По результатам проверки под подозрение в нарушении правил попадают школы, работающие по базовым программам, в которых доля участников с такими результатами многократно превышает средние значения по всему списку параллели (а также заметно превышает результаты известных математических центров по работе с одаренными детьми). В этих случаях Российский оргкомитет конкурса считает, что результаты конкурса по школе нельзя признать достоверными, и исключает учеников соответствующих параллелей этой школы из всех рейтингов, кроме школьного.
    3.3. Такое ограничение при подведении итогов не является дисквалификацией в полном смысле этого слова: участники, подпадающие под эту меру, должны получить сертификаты, а также призы школьного уровня, но будут исключены из сравнения с остальными участниками конкурса.
  4. Снятие подозрений в нарушении правил. Участники конкурса, а также школы (или отдельные параллели школ), попавшие под подозрения в нарушении правил, имеют право снять с себя эти подозрения по результатам повторного испытания (переигровки). Переигровка организуется под контролем Регионального оргкомитета по материалам, полученным из Российского оргкомитета.
    4.1. Если индивидуальные участники, при повторном испытании набирают не менее 80% от своего результата, показанного во время конкурса, подозрения с них снимаются, и такие участники награждаются в соответствии с результатами, показанными во время основного конкурса.
    4.2. Если школа (или ее отдельная параллель) попала под подозрение в нарушении правил, то для снятия этих подозрений в повторном испытании должно участвовать не менее половины тех учеников, результаты которых превышают границы, указанные в пункте 3.1. Подозрения в нечестном проведении конкурса со школы снимаются, если средний результат этой группы окажется не ниже 80% от этой величины, зафиксированной во время основного конкурса. В этом случае Российский оргкомитет высылает в школу новый отчет с восстановленными рейтингами.
    Если же в переигровке приняли участие меньшее количество участников, то подозрения снимаются только в индивидуальном порядке.

Принимая решение о дисквалификации школ или отдельных участников, оргкомитеты могут учитывать и другие данные. Региональный оргкомитет имеет право прислать своего наблюдателя в те школы, в которых ранее были замечены массовые нарушения правил конкурса.